До 6 месяцев. Малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего. Отсутствие интонационной выразительности, нет кряхтения перед криком, монотонное гуление, отсутствие смеха – необходима консультация специалиста.
7-10 месяцев. При благополучном развитии речи можно развить более активный контакт со взрослыми, изучение предметов, собственных конечностей. Наличие имитационного подражания речи - темп, ритм, интонация голоса. Ребенок начинает понимать отдельные слова, узнает названия части предметов, которые ему демонстрируют. Развивается отраженный лепет- подражание взрослым и лепет (собственная речь).
10-12 месяцев. Обращение к логопеду, если ребенок не реагирует на собственное имя, отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав и др.).
1-3 года. При норме возникает потребность малыша в речевом общении, желание узнать предмет, что с ним делать, для чего он необходим.
Обращение к логопеду при появлении речевого подражания ребенок произносит лишь части слов, вместо целого, либо искажает его (дека - девочка пику - купи и т.д.). Малыш не строит из слов предложений. В речи не использует глаголы. В 3 года не использует местоимение – я. Наличие постоянного носового оттенка в речи.
4-5 лет. Обращение к специалисту, если у ребенка ограниченный бытовой словарь, с трудом заменяет слово синонимом, антонимом. Отсутствие активного общения. Ребенок не может связно говорить о происходящих событиях, неверно произносит звуки речи.
5-6 лет. К старшему дошкольному периоду у ребенка уже должна быть поставлена не только разговорная устная речь, но и желание к овладению письменной речью, чтением и письмом.
Логопедические занятия помогут развить слуховое восприятие, внимание, память, мышление, устную и письменную речь, общую, мелкую и артикуляторную моторику.
При осмотре, консультации выполняются следующие действия:
Оценка уровня общей мелкой моторики (прыжки на одной, двух ногах, равновесие, сочетанная координация рук ног, пробы Хэда.)
Координация движений пальчиков правой и левой руки (кольцо, веер и др.). Выявление леворукости и ведущей руки. Манипуляции с мелкими и большими игрушками по словесным командам и показу.
Ориентированность ребенка в пространстве (далеко, близко, по ориентирам). Знание цветов и выбор по образцу (радуга, пирамида, набор картинок). Геометрические фигуры (работа с паззлами). Треугольник и квадрат это домик и др. сочетания. Оценка звучности голоса, (громко, тихо, высоко, низко) шепот.
Определение активности речевого выдоха (задуй свечу, грей руки в мороз), использование свирели, свистков, надуй мыльный пузырь.
Определение степени подвижности языка по силе, амплитудам. Удержание чашки (форма языка). Активность мягкого неба. Покашливание, смех.
Ориентированность в пространстве собственного тела (покажи нос, рот и др.) Понятие - один много (набор палочек, горошины), много, мало. Большой, маленький (шары, машинки).
Счет до 5-10 прямой, обратный.
Оценивается состояние мимической мускулатуры, эмоциональная лабильность.
Педиатрическое отделение