15.03.2022
В тревожные времена все люди сталкиваются со стрессом. Часто наших адаптационных возможностей не хватает для «здорового» реагирования на тревожную ситуацию, но, в конце концов, большинство из нас находят способ к ней приспособиться. Однако, есть определенные части населения, которые оказываются более уязвимы для подобного стресса. И одной из самых незащищенных прослоек населения во времена, сопряженные с большим уровнем тревоги, являются подростки.
Само название «подросткового периода» вызывает много ассоциаций, связанных с чем-то трудным, эмоционально тяжелым и непредсказуемым:
-
«это трудный возраст»;
-
в это время «много конфликтов»;
-
«подростки со всем не согласны»;
-
подростки «неустойчивые, упрямые, с перепадами настроения, с сильной реакцией протеста, замкнутые».
Про человека в этот период не зря говорят: «Уже не ребенок, но еще не взрослый». Подростки действительно, с одной стороны, постепенно отказываются от того, что было у них в детстве (авторитет родителей, старые увлечения и интересы, прошлый круг общения и т.д.), подвергают сомнению те знания, которые получили и получают сейчас от взрослых, пересматривают сложившееся у них в детстве мнение по разным вопросам, корректируют его и дополняют.
С другой стороны, в этот период происходит формирование их собственной личности, они начинают частично или полностью идентифицировать себя со взрослым человеком. В связи с этим часто меняются интересы, черты характера, взгляд на разные темы, а на некоторые он только формируется, расширяется знание о мире, о себе и других людях.
Так как процесс полного перехода из детства во взрослость занимает несколько лет (в среднем, от 10 до 19 лет), большинство подростков находятся на некоем промежуточном этапе. И получается, что в некоторых ситуациях они еще реагируют и ведут себя как дети, в других – как взрослые, а часто даже в одной ситуации реакции получаются смешанные. Например, в момент ситуации обиды подросток заплакал, накричал, ушел, но через какое-то время обдумал ситуацию и предложил ее все-таки обсудить.
В связи нахождением на этом перепутье, подростки оказываются психологически очень восприимчивы к стрессу. Это может быть стресс, с которым мы сталкиваемся в нашей обычной жизни, а может быть общая стрессовая обстановка (например, пандемия или другие серьезные изменения в обществе и мире).
Как этот стресс действует на подростков? В ситуациях сверхсильного стресса, который превышает адаптационные возможности человека (а мы помним, что у подростков они итак сильно ограничены) мы можем наблюдать следующие реакции:
-
повышение агрессивности;
-
появление или усиление диссоциального (противозаконного) поведения;
-
уход в себя, замкнутость;
-
повышение тревоги, неусидчивость и снижение концентрации;
-
плаксивость;
-
другие необычные для конкретного подростка реакции.
В дополнение к непонятным для окружающих и самого подростка реакциям может возникнуть кризис идентичности, усиление рефлексии и самоанализа. Понимание подростком, какой он человек, все еще представляет из себя «недостроенный фундамент», не укрепившийся в опыте и не проверенный временем. И в тревожные времена это понимание начинает меняться и искажаться. Подростки начинают корить себя за свою эмоциональность, не понимают, как им себя вести в стрессовой ситуации. Желания колеблются от «лечь и плакать», «чтобы мама с папой все решили» до «бежать самолично решать проблемы семейной и государственной важности», «лезть на баррикады». Причем переметнуться от одного к другому можно в течение одного часа, дня, недели.
Выходом из всех вышеописанных проблем может стать, прежде всего, общение с родными, обсуждение волнующих тем. Если это не помогает, то можно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту: психологу, а иногда – врачу-психотерапевту или врачу-психиатру. Специалист помогает решить такие задачи:
-
снизить напряжение и тревогу;
-
улучшить понимание подростком собственных эмоций;
-
выработать навыки саморегуляции и повысить самоконтроль;
-
найти свою «опору» в трудные времена;
-
восстановить здоровый процесс формирования идентичности подростка.
Автор этой статьи
Валерия Владимировна Мохнина, квалифицированный педагог-психолог, имеющий опыт работы в школе, детском лагере и на подростковом отделении психиатрического стационара, в настоящее время является сотрудником
Психофизиологической лаборатории ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России. Лаборатория уже более 10 лет оказывает различные виды психологической помощи населению.
Получить консультацию
и записаться на прием
можно по телефону:
+7(812)363-11-22